Фотогалерея работ
Партнёры

Искусство французской гравюры

Искусство французской гравюрыОба этих наиболее старых способа гравюры на металле позволяли создать полутона только посредством линейной штриховки, состоявшей из групп тонких или толстых линий, накладываемых то широко, то более тесно. При умелом использовании штриховки, когда прием ведения линий соответствовал естественным формам изображаемого объекта, достигалась высокая степень художественной законченности листа. Тем не менее поколения художников и граверов постоянно искали возможности расширить изобразительные средства гравюры на меди, устранить обязательную связь передачи тона с линией, получить сразу непосредственный элемент тона — пятно — и тем приблизиться к характеру тоновых оригиналов — картин маслом, акварелей и рисунков.

Был сделан ряд попыток передать тон группами точек, либо систематически поставленными одна около другой, либо хаотически рассыпанными, и так подойти к факсимильной передаче имеющих зернистую структуру рисунков углем, итальянским карандашом или сангиной. Самая ранняя разновидность этой техники, так называемый пунктир, появилась в Италии еще в начале XVI в., почти одновременно с возникновением офорта.

Ее изобретателем считается падуанский гравер и живописец Джулио Кампаньолла. Его первая гравюра точками относится к 1509 г. По этому способу точки вколачивались острым стальным пестиком — пунсоном — в полированную доску сильными ударами для более темных мест или нежно для создания еле заметного тона. Для того чтобы сплошь покрывать зернистым тоном целые плоскости, применяли пунсоны с несколькими остриями такого типа, какими ювелиры пользуются для получения матовой поверхности.

Эта манера продержалась до начала XIX в., причем ее особенно охотно применяли в XVIII в. для цветной гравюры на меди, хотя работа пунктиром была связана с трудностями в достижении тонального единства. Особенно неспокойными часто получались большие поверхности на оттисках.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.