Фотогалерея работ
Партнёры

Мастерская

МастерскаяМастерская была собственностью Рубенса, который имел государственные привилегии на издание и продажу гравюр по своим картинам и держал в своих руках не только художественную, но и всю деловую и коммерческую сторону этого доходного предприятия. По его заказам и под его руководством было выполнено огромное количество гравюр. Хотя Рубенс сам, по-видимому, не занимался гравюрой, его с полным основанием считают создателем школы граверов-репродукционистов.

Его влияние на развитие гравюры было очень велико. Он сумел подчинить своим задачам различные индивидуальности всех работавших у него талантливых мастеров, указал гравюре новые пути и изменил ее технику сообразно требованиям своего стиля. Рубенс непосредственно руководил работой граверов, энергично в нее вмешиваясь, и направлял ее во всех стадиях.

Сохранились пробные оттиски, на которых мы видим собственноручные корректуры Рубенса, нанесенные кистью белилами и тушью, а также карандашом. Все эти исправления с большой тщательностью затем переносились граверами на доску.

Нередко Рубенс давал граверам в качестве оригинала не законченную картину, а подготовительные эскизы гризайлью, которые были меньше по размерам, а потому ближе подходили к формату гравюры, а кроме того, цветовые отношения уже были сведены в них к градациям черно-белого тона. Понятно, что такая постановка дела исключала возможности свободной композиционной интерпретации оригинала, с какой мы встречались, например, в творчестве Маркантонио Раймонди. Если в гравюрах на дереве мастерской Рубенса ограниченные возможности материала в определенной степени вынуждали к условной стилизации, то в гравюрах на меди, выполненных, например, Питером Соутманом, Паулем Понциусом или наиболее значительным из рубенсовских граверов Лукой Ворстерманом (1595-1677), используются разработанные Карраччи и Гольциусом новые технические приемы передачи живописных тональных эффектов.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.