Расширение выпуска торшонированных репродукций

Расширение выпуска торшонированных репродукцийПри так называемом венгерском методе торшонирования производится тиснение по толстому слою лака, наложенного на репродукцию, причем передается не только фактура холста, но и рельеф мазков краски, кракелюры и т. п. Этот способ также создает чисто внешний эффект, иллюзию сходства с масляной картиной, мало улучшающую действительное качество репродукции. Ни одно из лучших художественных издательств за рубежом в настоящее время торшонированные репродукции не выпускает, и в Каталог цветных репродукций ЮНЕСКО они не включаются. Расширение выпуска торшонированных репродукций может оказать развращающее действие на нашу полиграфию, так как вместо установки на трудную, но единственно ведущую к художественному результату работу по достижению точного сходства с оригиналом, может распространиться соображение, что под лаком все сойдет.

Все вышесказанное не следует рассматривать как призыв к полному отказу от лакировки и вообще всех репродукций. Нельзя забывать, что то впечатление, которое производит ряд произведений живописи, в особенности масляной, в определенной степени создается также и их лаковым покрытием, которое выполнялось художником как завершающий этап работы над картиной.

Глянцевитость меловой или иной бумаги может оказаться недостаточной для передачи эффекта лакированной поверхности. Поэтому в отдельных случаях для приближения к фактуре особенно блестящих оригиналов лакировка является вполне художественно обоснованной, она может усилить сходство репродукций с оригиналами.

Лак заполняет шероховатости поверхности репродукции и делает ее более гладкой. Уменьшается рассеяние света, отраженного от поверхности репродукции, благодаря чему усиливаются насыщенность цветов и глубина в темных участках репродукции.

Поэтому необходимо иметь в виду, что после лакировки репродукция обязательно становится несколько интенсивнее по цвету и одновременно темнее.